Пано из мозаики и керамики, предложения для дизайнеров, детская студия.
8 (4872) 404-275

Дизайнерам

Разработка композиции для мозаичного панно


Формат и размер панно были обусловлены особенностями интерьера, для которого оно создавалось. Формат сильно вытянут по вертикали, это задает определенные условия и сложности в разработке композиции.

Композиция, по своему пластическому характеру, является плоскостной. Она состоит из фактурных элементов, которые в совокупности немного напоминают рельеф, за счет контура на стыках элементов, немного уходящего в глубину. Эти элементы отделяются от фронтальной плоскости стены, располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Но рассматриваются не как рельефные, а как плоскостные формы.

Близкое расположение элементов друг к другу помогает достичь целостности композиции, но в то же время может являться причиной её монотонности. Для устранения этой монотонности в композиции требуется достижение пластического разнообразия форм. При чрезмерном разнообразии композиция разрушается. Таким образом, главной задачей в построении данной композиции является установление различия между элементами при достижении их единства.

Целостность композиции достигается при правильном соотношении параметров различия элементов и их единства, и единство должно определяться по большим параметрам.

Параметры, определяющие единство элементов: фактура материала, пластика линий, цвет, положение в пространстве относительно фронтальной плоскости стены, расположение элементов относительно друг друга.

Различия были установлены следующим образом: размер элементов, детализация в росписи.

Несмотря на то, что композиция решается в трех координатных направлениях, она по сути своей является плоскостной. От рельефного решения следовало отказаться для достижения большей целостности. Учитывая то, что в интерьере композиция будет восприниматься зрителем с близкого расстояния, целостность является очень важной характеристикой для данной композиции.

Ритм

Композиция образуется из нескольких ритмических групп. Ритм в данном случае задается не чередованием элементов, а пластикой форм и движением линий. Пластика линий фона отличается от основного изображения более спокойными закруглениями, а сами плитки схожи по форме и несколько вытянуты по горизонтали, что добавляет устойчивости композиции. В верхней части композиции линии расходятся в стороны от головы птицы, таким образом делается акцент на верхней части композиции. Этот момент в построении композиции очень важен для целостного восприятия, поскольку большая часть композиции находится выше уровня глаз. Важно обратить внимание зрителя на образ в начале осмотра. Затем взгляд немного задерживается на фигуре птицы и крыле, за счёт детализации в росписи, потом опускается ниже и задерживается в нижней части композиции. В фоне в геометрическом центре композиции используется некоторое смещение элементов относительно разделяющих их линий, чтобы отвлечь внимание зрителя от фона.

Симметрия – асимметрия

Композиция не является симметричной, так и явно асимметричной. Ритмический ряд деталей хвоста птицы построен на условно симметричном расположении повторяющихся деталей относительно трех расходящихся направляющих.

Контраст — нюанс

Эта пара средств художественной гармонизации композиции характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или цвету. Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастными по другому. При использовании контраста сильнее выявляются художественные качества каждого элемента. Он может быть выражен в размерах, расположении, цвете, пластик формы. В этом случае композиция приобретает динамизм и наибольшую активность в плане воздействия на зрителя. Но задача состоит в том, чтобы вписать композицию в интерьер и не делать на ней акцента. Эта композиция носит спокойный, уравновешенный характер.

От применения контраста, как средства художественной выразительности следовало отказаться. Нюанс характеризуется слабым различием по основным композиционным признакам. Цветовое решение построено на нюансах. Нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению её целостности. Элементы частей композиции тождественны по размеру, фактуре, цвету, отличаются по конфигурации опять же на нюансах. Цветовое сочетание на сближенных тонах, представляющих собой единую цветовую гамму, способствует целостному восприятию композиции.

Равновесие

Установление зрительного равновесия между частями композиции достигается в первую очередь соразмерностью этих частей.

Статика и динамика

Статика и динамика в этой композиции определяются расположением элементов и пластикой. Расходящиеся линии хвоста поддерживаются линиями фона. Несмотря на то, что в основных линиях композиции достигается устойчивость и равновесие, композиция динамична.

Стилизация формы

Панно было разделено на плитки с помощью линий орнамента. За основу был взят орнамент в стиле «Модерн» и в разном масштабе накладывался на разные части композиции. Этот орнамент был разработан с учетом стиля и его роли в данной работе, в пластике линий прослеживается сходство с элементами пера птицы.

Деление панно на плитки по линиям орнамента добавляет динамику композиции. Эти линии, кроме того, формируют плоскости цветовых пятен, задают их ритмическое построение.

Декоративное решение элементов пера птицы в данном случае определяется формой плиток и пластикой линий, соединяющих эти плитки, а не детализированной росписью. Таким способом была решена сложная задача передачи в материале характерных деталей, которые раскрывают образ Жар-птицы. Рисованные и тонко проработанные детали больше подходят для книжной графики или росписи шкатулок, в которых встречается образ Жар-птицы. В качестве примера можно привести иллюстрации Ивана Билибина или шкатулки Палех.

Материалы и инструменты

Для плиток мозаичного панно использовался шамот. Выбор обусловлен тем, что этот материал дает меньшую усадку после обжига, а также не коробится во время сушки. Как известно, глина дает большую усадку (от 10%), в зависимости от консистенции шликерной массы и её свойств. Шамот, в отличие от глины, более устойчив к усадке (максимум 5-7%). Этот момент очень важен, поскольку форма плиток довольно сложная. Сохранить форму и размеры плиток после обжига необходимо для успешной последующей сборки готового панно.

В работе применялись следующие инструменты: большой кусок мешковины и труба для раскатывания шамота, шило для нанесения рисунка через кальку, ножи для вырезания плиток и подравнивания краев, длинная металлическая линейка для проверки соответствия размерам.

Для работы в материале необходимо было создать подходящие условия. В первую очередь это большие столы для раскатывания глины и подсушивания плиток. А также, необходимым условием для просушки плиток и работы с глазурями является проветривание помещения. Некоторые глазури содержат цинк, вдыхание его паров может быть опасным для здоровья. Поэтому очень важно работать в хорошо проветриваемом помещении.