Пано из мозаики и керамики, предложения для дизайнеров, детская студия.
8 (4872) 404-275

Мозаики монастыря Киккос


Монастырь Богородицы Киккос один из известнейший и богатейших монастырей Кипра. Он был основан византийским императором Алексеем I Комнином. Монастырь построен на высоте примерно 1.200 метров на северо-восточном склоне горы Киккос. В монастыре или, согласно полному названию, Священном царском и ставропигиальном монастыре Киккской иконы Божией Матери, уже более 900 лет хранится икона Богородицы, которая, если верить традиции, была написана самим апостолом Лукой.

Постройки монастырского комплекса относятся к различным эпохам. В центре расположен храм. Вокруг него построены различные здания, как, например, дом настоятеля, соборная комната, кельи монахов, библиотека, музей, приемные залы и т.д. В центре находится большой вымощенный двор с колодцем. Изначально как сам храм, так и другие здания монастыря были построены из дерева, недостатка в котором эта местность не испытывает, так как вершина горы Киккос расположена недалеко от пафосского леса. После пожара, случившегося в 1365 году, монастырь был выстроен заново, на этот раз из дерева и камня. В 1541 году монастырь вновь сгорел и был отстроен полностью из камня. Тогда храм был однонефным, но в 1745 году он был увеличен и стал трехнефным. Средний неф посвящен Богородице, поэтому монастырь организует церковный праздник 8 сентября (Рождество Богородицы) и 15 августа (Успение Богородицы). Правый  неф посвящен Всем Святым, а левый - архангелам Михаилу и Гавриилу. Можно сказать, что монастырь имеет вид внушительного оборонного сооружения с внешними контрфорсами и высокими стенами.

 

В наши дни внешние стены и открытые коридоры монастыря были почти полностью отреставрированы и украшены различными картинами религиозного характера. Большинство картин представляют собой мозаику и украшают вход и стены внутреннего двора и коридоров, гармонируя с архитектурными особенностями комплекса. Как мозаики, так и фрески, украшающие монастырь, были созданы кипрскими художниками братьями Кеполас, а также другими мастерами из Греции и Румынии.

Художник Георгиос Кеполас родился в Атиену в 1956 году. Он является вторым из шести детей в семье, родители  Евантия и Костас Кеполас. После учебы в Всекипрской гимназии он отправился в Нью-Йорк, где учился живописи в Академии изобразительных искусств.

Он жил в течение трех лет в Афинах, где он специализировался на настенной живописи и мозаике.

В 1984 году он основал, вместе со своим братом Алкисом и его помощником, имя которого Никос Христодулидис, мастерскую иконописи и мозаики.

Кроме того, Георгиос Кеполас иллюстрировал книги и календари. Его произведения есть как на Кипре, так и за рубежом.

В 2007 году его книга "Работа, требующая терпения» была опубликована на греческом, английском, немецком и русском языках. В этой книге он рассказывает о работе над мозаикой монастыря Архангелов (подворье Киккского монастыря в Никосии). 

 

«В 1988 году настоятель широко известного во всем мире Киккского монастыря архимандрит Никифорос пригласил меня посмотреть строившийся в монастыре Архангелов  конференц-зал. При входе в здание на большой стене (высотой три метра и шириной восемь метров) он мечтал выложить красивую мозаику.

Чтобы найти правильную идею для художественного воплощения, я на какое-то время погрузился в чтение Священного писания и Церковных гимнов. К тому времени я уже завершил создание полотен по сюжетам девяти притч и должен был приступать к работе над новыми образами еще шестнадцати мозаик, но уже меньшего размера.

Я мучался, страдал, терял хладнокровие и спокойствие души. Ведь ранее мне никогда не приходилось делать мозаики больших размеров, даже вместе с моим учителем Павлосом Сарфатисом, когда я жил в Греции. Да и религиозная тематика, считал я, мало подходила для выбранного места. Здесь скорее бы вписался какой-либо сюжет из истории Кипра. Словом, грандиозные размеры предстоящей работы звали совершить путешествие по времени.»

«В итоге я решил воплотить в мозаике исторические события XII-XX столетий, символом которых стала Пресвятая Богородица Киккская. Образ Богоматери мы украсили виноградной  лозой, в зелени которой порхали птицы Кипра. Эскиз этой величественной мозаики помог мне подготовить мой брат Алкис. В нашей небольшой мастерской было сложно разместить без каких-либо разрывов такое большое полотно. Для этого мне пришлось использовать две стены нашей художественной студии. Работая над мозаикой, художник должен полностью представлять себе законченный вариант всего сюжета и постоянно держать его в голове. Какие-либо изменения в процессе создания мозаики недопустимы, так как они неимоверно сложны и трудоемки.

Мозаичные кубики мы собирали и подгоняли вместе с Никосом Христодулидисом, который был моим учителем математики в лицее Неоклеуса, и Константином Христу. Два с половиной года кропотливого ежедневного труда и, наконец, работа была выполнена. Для её воплощения потребовалось 150 различных цветовых оттенков и около 200000 мозаичных кубиков.»